Портал для специалистов сферы защиты детства

Прыжок выше головы

Больше материалов и подписка — на странице Электронного журнала «СиД» >>>

Почему спектакли хулиганов посетили 11 тысяч зрителей

В Петербурге есть необыкновенный, при этом популярный цирк. В нём выступают хулиганы. Это «Упсала-Цирк», в котором занимаются дети из групп социального риска. Тут мимы рассказывают трогательные истории, дети танцуют, жонглируют и выполняют акробатические номера под живую музыку. Уникальная и яркая практика работы с «трудными» детьми — в чем её суть?

Артисты и педагоги Упсала-цирка. Фото: Светлана Амирханова

Всё по-настоящему

Перед спектаклем «Сны Пиросмани» в «Упсале» суета: музыканты разыгрываются, собака Пина деловито гуляет туда-сюда. Социальный педагог Анна Макарова (дети её называют Нюрой) плетёт косы одной из артисток. Через час девочка будет крутить колесо на сцене и выполнять акробатические трюки. Рядом дети катают по полу стеклянные шары, это часть репетиции.

— Не делайте вид, что вы двигаетесь, а двигайтесь! — наставляет их тренер. Потом выяснится, что в этом самая суть педагогики цирка.

Коля, 13 лет. Участвует в Карнавале, готовит концертную программу. Фото: Светлана Амирханова

Офис выглядит как помещение современной европейской компании. Яркие стены и белая мебель, на кухне вместо стола стильная деревянная катушка из-под кабеля.

Для нас важно окружить детей красотой. Уделяем внимание интерьеру. Стараемся создать такие условия, чтобы им не хотелось обратно на улицу, — говорит Анна Макарова.

В цирке занимаются дети из коррекционных школ, неблагополучных семей, кризисных центров, из семей мигрантов, с недавних пор — дети из приёмных семей. Все артисты тренируются в смешанных группах, и правила одни для всех.

Света, 14 лет, готовит концертную программу. Саша, 13 лет, репетирует новый спектакль “Бонифаций”, его премьера
весной 2020 г.. Фото: Светлана Амирханова

— «Упсала-Цирк» для детей — это место, где они могут получить адреналин, который дала бы им улица. Но безопасно и легально. Мы просто направляем их хулиганскую энергию в продуктивное русло, — говорит директор по развитию Вера Жукова. По её словам, дети, которые занимаются тут, почти все неуспешны в учёбе. От этого — проблемы с самооценкой и восприятием себя. А цирк даёт им возможность почувствовать свою значимость, побывать в ситуации успеха благодаря своему упорному труду.

Цирк даёт детям возможность почувствовать свою значимость, побывать в ситуации успеха благодаря своему упорному труду.

За несколько минут до выступления директор цирка Лариса Афанасьева сама рассаживает гостей, в зале аншлаг, в Петербурге культурный форум, потому людей чуть больше, чем мест. Чтобы всех усадить, перед первым рядом расстилают маты.

— Хорошего путешествия! — говорит Лариса Афанасьева, и представление начинается.

Особенные хулиганы на сцене

Инклюзивный спектакль «Сны Пиросмани» — новинка «Упсала-Цирка». Он построен на образах из картин грузинского художника Нико Пиросмани. Персонажи и пейзажи полотен оживают, наполняются музыкой, теплом, движением. Детям особенно подходят лёгкие и солнечные сюжеты примитивистских картин Пиросмани. В этот наивный стиль гармонично вписано участие детей с синдромом Дауна.

Света, 14 лет, готовит концертную программу. Пина, цирковая собака. Фото: Светлана Амирханова

— Ещё когда у нас не было своего помещения, мы занимались в одной из питерских школ. Там учились дети с синдромом Дауна. В какой-то момент они просто пришли, взяли реквизит и присоединились к тренировке. Из этого выросли наши инклюзивные спектакли, — рассказала социальный педагог Анна Макарова.

А в 2012 году у цирка появился шатёр, постоянное место для репетиций и выступлений. Стационарная площадка позволила к 2016 году открыть отделение «Пакитан», в котором занимаются дети с РАС, синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями. В спектакле «Сны Пиросмани» они — полноправные артисты, не массовка. У них есть свой отдельный очаровательный номер «Рыбки» — это визуализация картины Пиросмани «Рыбак». Дети с картонными рыбками на палочках стайкой бегают за рыбаком в большой жёлтой шляпе. Вокруг них — рукотворные волны из полотен. Ткань шуршит, как морские волны, всё действие похоже на лёгкий летний сон под шелковицей. В конце рыбки «приплывают» к рыбаку и прячутся в его шляпе. И думаешь не «какие бедные», а «какие молодцы!» — это относится и к артистам на сцене, и к их родителям, и к «Упсала-Цирку».

Роман Александров, 37 лет. Художественный руководитель Цирка для Хулиганов. Фото: Светлана Амирханова

— Мне нравится репетировать с нашими рыбками. Без них спектакль «Сны Пиросмани» был бы не таким ярким. Лучше всего у них получается этот номер. Потому что рыбки уникальные и они — уникальные, — говорит пятнадцатилетний Сарвар, артист «Упсала-Цирка». Он учится на четвёртом курсе, тренируется по шесть раз в неделю и хочет попасть в основную взрослую труппу.

В спектакле «Сны Пиросмани» волшебная игра света, представление сопровождают видео-проекции, диковинные звуки. На сцене появляются животные из мира грузинского художника: косули, овцы и огромный механический жираф. Дети летают на канатах, выстраиваются в пирамиды, жонглируют, делают многочисленные сальто. Всё это настолько завораживает, что под звуки глюкофона действительно будто погружаешься в сон.

Зритель

После представления я спросила зрителей о том, почему они приходят в цирк. Что для них билет на этот спектакль: благотворительный взнос или плата за удовольствие?

— С одной стороны, «Упсала-Цирк» делает правильное дело: адаптирует детей. С другой — они делают годный контент, который реально интересен взрослым и детям, — сказала Мария, 27 лет.

Сарвар, 15 лет, играет в спектакле “Сны Пиросмани”. Азбек, 11 лет, участвует в Карнавале и в перфомансе с французским пианистом Нимой Саркешиком. Фото: Светлана Амирханова

— Привлекает сочетание детских выступлений, прекрасной музыки и зрелищных трюков. Заметно, как сильно дети поддерживают друг друга и переживают. Это вызывает светлое, яркое и сложное чувство, — сказала Татьяна, 42 года.

— Я была полгода назад на этом спектакле, а сейчас решила прийти с ребёнком. Я считаю правильным показывать своим детям, что мир разнообразный. От актёров «Упсалы» исходит что-то светлое. И на самом деле виден прогресс детей за полгода, — отметила Ольга, 32 года.

Режиссёр спектакля «Сны Пиросмани» — директор Лариса Афанасьева. Она руководит цирком с 2000 года. Когда Лариса заходит в офис, вокруг неё сразу толпа. Дети тянут за руки и обнимают, взрослые стараются успеть хотя бы поздороваться. По словам Ларисы, за 20 лет у неё ни разу не возникло мысли о выгорании.

Анна Макарова, 32 года. Социальный педагог Упсала-Цирка. Александра Гурьянова, 25 лет. Педагог творческого центра для детей с особыми потребностями Упсала-Цирка. Дарья Горчакова,  32 года. PR и SMM менеджер Упсала-Цирка. Фото: Светлана Амирханова

— Благодаря чему?

— Есть организации, у которых огромное количество бумаг, отчётов, документов. Целые горы. А делают они по факту мало, все силы уходят на оформление бумаг. Не превратиться в большую социальную организацию такого типа — для нас большой вызов, — говорит Лариса. — Конечно, у нас есть внутренняя оценка эффективности, мы советуемся с экспертами. Но у нас нет рутины, мы постоянно находимся в эксперименте.

Она считает, цирк — это игра, а дети развиваются в игре.

Кроме того, цирк предполагает командную работу, которую здесь считают самым эффективным инструментом для работы с подростками и детьми.

— Предлагаю перестать требовать чего-то от детей. Я хочу создать среду, в которой детям будет комфортно и радостно, в которую они сами захотят приходить. Школа, учителя, родители постоянно от них чего-то требуют. Я не хочу спускать на детей свой взрослый мир, а стремлюсь вместе с ними создавать их мир, — говорит директор. — Сейчас постоянно твердят: «Человек должен быть социализирован». Это по умолчанию значит, что у него должно быть образование, работа. Он должен быть послушным гражданином. А если он другой, например, играет панк-рок и пишет стихи, то что же он, не социализирован? Я ничего от детей не требую, ориентируюсь только на внутренние рамки допустимости.

Андрей, 14 лет. Репетирует новый спектакль “Бонифаций”. его премьера весной 2020 г.. Фото: Светлана Амирханова

Как ничего не требовать

От детей ничего не требуют, поэтому журналов посещаемости занятий в цирке нет. Хочешь выступать на сцене — ходи и тренируйся, чтобы было что показать. Детям, которые приходят в цирк, интересно одно из направлений: жонглирование, пантомима, танец или акробатика. Без горячей увлечённости в цирке делать нечего: заставлять заниматься никто не будет.

Даня, 14 лет, и Адилет, 14 лет, репетируют новый спектакль “Бонифаций”, его премьера весной 2020 г.. Фото: Светлана Амирханова

Сегодня для хулиганов «Упсала-Цирка» проводят тренировки по базовой акробатике и хореографии. Это основа, должны освоить все. Преподаватели — молодые ребята: тренер «Упсала-Цирка» Георгий Зозуля и приглашённый эквилибрист Никита Харыбин. Гоша ведёт занятия по основам паркура. Никита учит держать баланс на незакреплённой лестнице, как на ходулях. Задача — укрепить мышцы, чтобы дети были готовы осваивать концертные номера.

— Начнём с падения вбок! — объявляет Никита. Тренер учит правильно падать, чтобы не получить травму. Дети радостно плюхаются на маты. Дальше отработка базовых прыжков и переворотов. Самое экстремальное: перепрыгнуть через товарища и сделать кувырок или колесо. Когда через тебя летит человек — страшно, а лететь самому — ещё страшнее. Каждый преодолевает свои страхи постепенно.

Ангелина, 14 лет. Репетирует новый спектакль “Бонифаций”, его премьера весной 2020 г.. Фото: Светлана Амирханова

— Бывают и протесты, и капризы. С каждым случаем работаем отдельно. Сегодня, например, Люся наотрез отказалась прыгать через Яна. Начали разбираться, оказывается, она именно через него прыгать не хотела. А через Свету — пожалуйста. Сколько бы ни было детей в группе, без индивидуального подхода не обойтись, — говорит тренер Никита. Его главное правило — не приходить к детям без энергии.

— Главное, чтобы мне было интересно, что мы делаем, группа это чувствует, я их заряжаю.

Сколько бы ни было детей в группе, без индивидуального подхода не обойтись.

Дети приходят за час до тренировки и уходят через час после завершения, рассказывают в цирке. И никто никого не заставляет — всё само, как по волшебству. Однако за каждым «само» «Упсала-Цирка» стоит четко выверенная методика работы. Но ведь это цирк, и иногда хочется хотя бы на секунду поверить в его магию.

Елена Кириллова

 

Основные принципы обучения:

  1. Занятия в смешанных возрастных группах.
  2. Частота занятий: пять раз в неделю по два часа после уроков в школе.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Наглядность и практичность.
  5. Использование доступного для ребёнка языка.
  6. Главное событие — спектакль.
  7. Обязательные благотворительные выступления.

Главные атрибуты цирка

«Упсала-Цирк» создаёт далёкий от повседневности, но очень реальный мир для подростков. Этот мир построен по принципам настоящей цирковой среды.

В «Упсала-Цирке»:

  • настоящая цирковая труппа, в которой артисты — дети;
  • настоящие преподаватели — профессиональные цирковые артисты, тренеры, режиссёры;
  • настоящие премьеры и настоящие выступления труппы;
  • настоящий цирковой шатёр;
  • настоящие костюмы и декорации;
  • выступления на настоящей сцене;
  • настоящие международные и российские гастроли;
  • настоящие зрители.

Способы мотивации

Все тренировки и репетиции готовят ребят к спектаклям, и каждый ребёнок играет в спектакле хотя бы один раз. Для всех юных артистов это сильнейшее эмоциональное переживание, момент роста, кульминация труда. Спектакль — это результат долгой подготовки и внутренней работы каждого ребёнка и всей команды. Как и в классических творческих коллективах, «Упсала-Цирк» готовит премьеры каждый год.

Турне — это мотивирующий фактор для детей, это событие, в котором участвуют те артисты, кто пришли к результату в своём рабочем процессе. Новичкам «Упсала-Цирка» сложно поверить в своё участие в международных гастролях, но они смотрят на своих сверстников, которые давно выступают в Цирке, и настоящее артистическое турне становится для них мотивацией и мечтой.

Если выпускник серьёзно настроен и дальше заниматься цирковым искусством, его могут принять в основную труппу «Упсала-Цирка». Сейчас в ней восемь человек. Всего в «Упсала-Цирке» постоянно занимаются около 60 детей и подростков.